26% Голландии ниже уровня моря, но страна не уходит под воду — проект Deltawerken

26% Голландии ниже уровня моря, но страна не уходит под воду - проект Deltawerken

Низменные земли Голландии издавна страдали от сильнейших затоплений, так как южная часть страны (примерно 26%) находится ниже уровня моря. Самая низкая точка находится в Зёйдпласпольдере (-7 метров).

Одной из самых трагических считается февральская природная катастрофа 1953 года.

26% Голландии ниже уровня моря, но страна не уходит под воду - проект Deltawerken
Фото с https://en.wikipedia.org/wiki/North_Sea_flood_of_1953#/media/File:Watersnoodramp_1953.jpg

Тогда штормовое поле протяженностью в тысячи километров вызвало громадную приливную волну, которая повысила уровень воды на 5,6-6 м. Потоп уничтожил 47300 сооружений, погибло 1836 человек. Традиционные средства защиты от катастрофических наводнений оказались неэффективными, было поручено разработать новую масштабную систему защиты он наводнений и штормов Deltawerken.

26% Голландии ниже уровня моря, но страна не уходит под воду - проект Deltawerken

Работа в рамках проекта «Дельта» была закончена к 1997-м году. Общая длина основных дамб составила 2400 км, вспомогательных дамб построено 14080 км, возведено до 300 технологических конструкций.

26% Голландии ниже уровня моря, но страна не уходит под воду - проект Deltawerken
Дамба Остерсхелдекеринг

Самой большой плотиной считается сооружение Остерсхелдекеринг между островками Норд-Бевеланд и Шувен-Дуйвеленд, длина ее составила около 9 км. Для сохранения экосистемы современный барьер получил 4 км секцию с огромными шлюзовыми механизмами, 60 раздвижных ворот которой закрываются при угрозе сильного шторма за 75 минут.

Проект Deltawerken
Дамба Остерсхелдекеринг, кадр из https://www.youtube.com/watch?v=d7j8qW4fwHE

Сложности возникали с защитой крупнейших приморских городов. Требовалось создание подвижных плотин в дельте Рейна с повышенной пропускной способностью для Роттердама и других основных портов.

Проект Deltawerken

Решено было создавать огромные полукруглые плавучие ворота по обеим сторонам канала без ущерба для судоходства. На сегодня заградительный барьер Maeslantkering в виде парных круговых секторов считается крупнейшим движущимся сооружением планеты.

Проект Deltawerken

Вначале в доках смастерили створки длиной 210 м и высотой 22 м, а затем к ним прикрепили 237-метровые фермы. Строительство длилось 6 лет, подвижный барьер запущен в эксплуатацию 10 мая 1997 г. Ширина прохода для судов в канале при открытых створках составляет 360 м.

Проект Deltawerken

Скорость закрытия массивных дверей Maeslantkering составляет 2 часа. За два десятилетия этот механизм пришлось задействовать всего дважды, но тестовые испытание плавучего барьера проводят ежегодно накануне сезона штормов.

Проект Deltawerken
Штормовой барьер возле Роттердама на реке Холландсе-Эйссел

Невзирая на все преимущества системы Deltawerken, она не лишена недостатков. Перекрытие дамб спасает защищенные земли за ними, но приводит к затоплению низменных территорий перед воротами. Было решено уступить природе обратно часть земель, оборудовав пространство для экстренного сброса воды. Согласно новому плану некоторые сельхозугодия на территории ранее осушенных озер в период наводнений превращаются в водохранилища, а в спокойное время они являются красивыми парками для отдыха с пешеходными дорожками.

Кстати, не могу добавить о еще одной подвижной плотине.

Подобное сооружение защищает и Санкт-Петербург, об этом я писал ранее — судопропускное сооружение С-1.

Если хотите больше статей, не забывайте делиться с друзьями