Грозные невские наводнения угрожали славному Санкт-Петербургу уже с момента основания города. К примеру, во время паводка 1777 года произошел подъем воды на 310 см, что привело к жертвам и катастрофическим последствиям для всей столицы. Со времен императрицы Екатерины II народ предупреждали накануне опасности колокольным боем и вывешиванием флагов, но радикальных мероприятий по предотвращению бедствия не проводилось.
Судопропускное сооружение С-1.
Реальным спасением для громадного города стало строительство комплекса защитных сооружений. Работы по возведению масштабной гидротехнической конструкции растянулись на 32 года (1971-2011). Изюминкой и ключевым элементом данного комплекса стало судопропускное сооружение С-1, введенное в эксплуатацию с 2011 года.
Судопропускное сооружение С-1.
Состоит оно из пары доковых камер, двух плавучих батопортов, двух приводов для затворов, других инженерных коммуникаций. Кроме того имеется подводная часть в виде фантастического шестиполосного тоннеля длиной 1961 м, проложенного непосредственно под каналом на глубине до 28-и метров.
Длина канала – 273 м, глубина – 16 м, ширина – 200 м. При угрозе паводка срабатывают циклопические затворы с габаритами 125×21,5 м. Для синхронной установки батопортов в рабочее положение задействуются мощные уникальные локомотивы. В хорошую погоду затворы покоятся в специальных сухих доках. При заполнении камер водой «судна-двери» поднимаются и медленно перемещаются к центру судоходного канала. После достижения нужной отметки батапорты затапливаются, принимая рабочее положение.
Момент закрытия батопортов
Судоходный канал в Петербург батапортами перекрывается за 45 минут, на затопление затворов уходит не более 25 минут. Работа системы С1 происходит в автоматическом режиме. Высота надводной части защитного барьера в рабочем положении 6 м.
Закрытые батопорты во время наводнения.
При исчезновении угрозы паводка воду из затворов откачивают и они поднимаются, далее при помощи локомотивов «судна-двери» передвигаются обратно в доковые камеры. Впервые система С1 была успешно опробована при угрозе наводнения в ноябре 2011 года.