Постройка авианосцев, крейсеров или других громадных плавучих крепостей – затея дорогостоящая. Даже в мирное время создание крупнейших океанских лайнеров заставляет напрягать экономику страны. В период войн, когда любая железяка на счету, государственные мужи готовы идти на любые эксперименты с целью хоть немножко сэкономить финансы. К примеру, могучая Британская империя настолько истратилась во Второй мировой, что даже согласилась в качестве временной альтернативы военных судов использовать для войны на океанах крупные природные и рукотворные льдины.
Идея применения айсбергов в качестве боевых единиц принадлежит ученому Джефри Пайку. Он резонно утверждал, что большая глыба льда не потонет даже после попадания торпед или авиационных бомб, да и по крепости она не уступает стальному корпусу, что доказано на трагичном примере «Титаника». Находчивому инженеру удалось убедить Уинстона Черчилля, что использование корабля из замерзшей воды является реальной и сравнительно недорогой затеей. Пайк настойчиво уверял, что крупный айсберг будет таять сравнительно медленно, и к тому же этот процесс можно заметно замедлить с помощью холодильных агрегатов.
Поначалу существовали проекты использовать в качестве основной заготовки природный айсберг путем спиливания у него верхней части. Затем инженеры решили остов сооружать из искусственного блочного пайкерита, состоящего из древесных опилок и льда. Первый «ковчег» было решено назвать «Хабаккук» (Habakkuk он же Habbakuk) в честь ветхозаветного пророка.
Фото с сайта https://www.spiegel.de/fotostrecke/groteskes-kriegsgeraet-waffen-des-wahnsinns-fotostrecke-108279.html
По одному из проектов, корабль должен был быть просто огромным — 1200 м в длину и 180 в ширину, усилен стальной арматурой. Но позже размеры решили уменьшить в пользу маневренности. Постройкой ледяного авианосца занялись в канадской Альберте на озере Patricia Lake.
Корпус же пробного корабля получился длиной 18,3 м и более 9 м шириной. Весил ледяной рукотворный монстр почти 1100 тонн.
Фото с сайта https://www.spiegel.de/fotostrecke/groteskes-kriegsgeraet-waffen-des-wahnsinns-fotostrecke-108279.html
Строительство заняло около двух месяцев, на озеро судно было спущено в 1943 году. Невзирая на кажущуюся дешевизну льда, смета оказалась вполне солидной. Целлюлозное наполнение замерзших блоков из пайкерита требовало переработки большого количества древесины, а в масштабах целого флота пришлось бы извести под корень целые лесные массивы. После изменения ситуации на фронтах в пользу союзников проект был заброшен, а опытный образец постепенно растаял. Об авианосце «Хабаккук» ненадолго вспомнили в 70-х, когда аквалангисты, исследовавшие дно озера Patricia Lake, внезапно наткнулись на остатки ледяного лайнера.