Испокон веков люди строили стены: вокруг поселений, внутри городов и даже на границах с соседними государствами. Маленькие и большие, известные и не очень — большинство из них были построены для защиты своей страны от врагов. Но есть одна стена, которая в корне отличается от других. Это ветровая стена Розенбурга. Она тоже защищает. Но защищает не от людей, а от ветра.
Розенбург — небольшой город-порт в Южной Голландии (не путать с замком Розенбург в Нижней Австрии). По двум параллельным каналам уже 60 лет морские суда осуществляют доставку груза в порт. И все бы, казалось, ничего, но сильный и постоянно меняющий направление ветер мешал нормальному судоходству. Сухогрузы и танкеры строили всё больших размеров, а ширина каналов оставалась прежней. В некоторых местах при сильном ветре движение становилось просто опасным.
Во второй половине 80-х годов ХХ века была создана Ветровая стена Розенбурга. Архитектор Мартин Струйис и художник Франс де Уит вместе работали над проектом. Перед ними стояла задача: сделать ветрозащитный барьер максимально эффективным и внешне привлекательным.
Надо сказать, с поставленной задачей они справились неплохо. Сооружение не только снижает силу ветра на три четверти, но и органично вписывается в общий пейзаж.
Полукруглые и кубические монолитные плиты, протянувшиеся более чем на полтора километра и установленные в правильном порядке, — так выглядит это грандиозное сооружение. Средняя высота плит — 25 метров, ширина разнится в зависимости от того, где они расположены.
В наиболее опасных для судоходства местах (мост Каландбруг) ширина плит небольшая, всего 4 метра. Но и расположены они гораздо ближе друг к другу. В южной части канала ширина секций составляет 18 метров.
Жители Нидерландов умеют не только строить ветрозащитные сооружения, но и использовать силу ветра с пользой для себя. Ветряные мельницы давно стали одним из символов страны. Они вырабатывают “чистую” энергию, которую голландцы используют в своих целях.