Мощеные дороги заменяли в Древнем мире железнодорожные магистрали, имея громадную ценность. Даже солдат республики и империи посылали заниматься дорожными работами в только что завоеванных землях. Сложная паутина мостовых постепенно оплетала подконтрольную территорию, разрешая с пугающей быстротой доставлять римскую армию к намеченной цели. «Королевой» считалась знаменитая Аппиева дорога, которую начали прокладывать за четыре столетия до рождения Христа.
Большая часть мощеных древнеримских магистралей исчезла, но остатки некоторых дорог видны и сейчас. Удивительно, как без компаса и хитроумных приспособлений древние геодезисты умело прокладывали путь с учетом сложнейшего рельефа. Использовали они в работе инструмент с названием «грома» — штангу с острым концом, крестовиной и грузиками на веревках, которую фиксировали относительно сторонам света. Точно выстраивая колья в зоне прямой видимости, римляне получали идеальную прямую и оси координат.
Прокладывание дорог начиналось с копания двух параллельных канав на расстоянии до 4.5 м. Далее мягкий и лишний грунт убирался до относительно твердого слоя, и начинался укладываться «слоеный пирог» из подготовленного материала. Снизу шел необработанный камень слоем до полуметра, сверху заливали специальный древнеримский бетон из щебня, воды и вулканической породы толщиной 20 см. В качестве финального покрытия укладывался кирпич или керамика. Вблизи от столицы использовались для верхнего слоя идеально подогнанные фрагменты базальтовой лавы. Благодаря выпуклому профилю и наличию дренажных канавок вода не застаивалась на дороге даже в сильные ливни.
Карту римских дорог, начертанную на десятке листов пергамента, удалось открыть Конраду Пейтингеру. Досталась она ему от знакомого библиотекаря императора Максимилиана. Первое издание бесценной таблицы произошло в 1591-м. Через три столетия другой ученый муж Конрад Миллер объединил разрозненные фрагменты карты в единую систему, получив удивительную схему с путями и многочисленными пунктами остановки. На схеме отсутствуют фрагменты, где изображались испанские земли и большая часть завоеванной Британии.
Даже без утерянных частей протяженность дорог согласно имеющейся схеме составила грандиозную цифру в 200 тыс. км. Это поистине Грандиозное сооружение человечества!
По дороге с твердым покрытием полторы тысячи лет назад можно было проехать из Испании в Египет по дороге с твердым покрытием.