Любой из знаменитых узоров Наска – удивительный шедевр. Даже при современных геодезических методах и уровне технике крайне сложно в таком гигантском масштабе повторять работы древних мастеров. Например, создатели перуанских геоглифов умудрялись соблюдать погрешность отклонения не больше нескольких метров для линии длиной в 5 км.
Рукотворную теорию происхождения данных фигур уже не оспаривают даже прожженные скептики, но их назначение – загадка и постоянная тема ожесточенных споров.
Фото из космоса — Андский канделябр
Для примера возьмем Андский канделябр – мало разрекламированное, но очень показательное наследие доколумбовой цивилизации, расположенное в 200 км от всемирно известного плато Наска.
Причудливый геоглиф можно обнаружить на покатом красном холме невдалеке от перуанского порта Писко. На расстоянии отчетливо просматривается ровненький рисунок, действительно во многом напоминающий подсвечник с узорчатыми боковыми ответвлениями. Наскальное изображение имеет внушительные размеры — свыше 128 м в длину и более сотни шириной.
Забавный нюанс — если величие горизонтальных рисунков Наска понятно исключительно с высоты полета птиц, то Андским канделябром лучше любоваться со стороны морских просторов.
Предположительно создан гигантский наземный артефакт примерно в 200 г до н. э. неведомыми мастерами, принадлежавшими к культуре Паракас. Высеченная в вулканической породе аккуратная центральная борозда достигает глубины 2 м. Создается впечатление, что прорыта она в древние времена спускавшимся к морю тяжелым судном. Боковые рожки «подсвечника», украшенные фигурными навершиями, немножко уступают ей по глубине и ширине.
Большинство специалистов в форме данного геоглифа просматривают мифический громоотвод создателя мира Viracocha, а менее склонные к мистицизму ученые считают, что наскальный рисунок символизирует обыкновенный кактус.
Сторонник альтернативных теорий Фрэнк Джозеф вместо изящного канделябра увидел в гигантской фигуре очертания популярного местного растительного галлюциногена Datura stramomium. По его предположению, древние «наркодилеры» ради поисков дурмана совершали морские экспедиции, а наскальный узор использовали в виде узнаваемого издали навигационного прибора. «Андский треножник» хорошо просматривается даже на расстоянии до 20 км, поэтому древним перуанским лоцманам он действительно мог служить прекрасным ориентиром.