Примерно в часе езды на запад от Аурангабада (индийский штат Махараштра) расположен удивительнейший храмовый скальный комплекс Эллора. Здесь на сравнительно ограниченной территории соседствуют 34 грандиозных памятника архитектуры сразу трех религиозных направлений.
5 северных пещер были обустроены последователями учения джайнизма, 17 центральных храмов построены индуистами, 12 образцов зодчества в южной части комплекса принадлежат буддистам.
Первыми данную территорию стали обустраивать буддисты, их монастыри в Эллоре начинают появляться в 500-750 г. Центральным считается храм Тин Тхал.
Трехэтажное религиозное сооружение опирается на базальтовое основание, убранство его монументальное и аскетичное. Фасад украшают массивные квадратные колонны.
В глубине храма в тускло освещенных громадных залах возвышаются статуи главных буддистских богов.
Индуисты свою часть комплекса вырезали в скале по другому принципу, работая поэтапно сверху вниз.
Центральной изюминкой их экспозиции считается покрытый чудесными барельефами на тему жизнеописания богов Шивы и Вишны храм Кайлаш. Согласно расчетам для высекания этого невероятного по красоте сооружения понадобилось удалить более 200000 тонн породы. Внутренние помещения здания наполнены преимущественно бесчисленными статуями Шивы.
На протяжении 150 лет создатели удаляли камень, прорубая непосредственно в горе двери и окна. Забравшись внутрь, они вырезали в рукотворных пещерах шикарные галереи и залы.
Изначально Кайлаш обладал белоснежным фасадом, напоминая Тибетские горы, о чем свидетельствуют остатки штукатурки. 30-метровое здание покрыто резьбой и отдалено напоминает громадную колесницу, которую в неведомое странствие тащат каменные слоны. Верхней точкой святилища является величественная 29-метровая башня.
Пещеры Джайна считаются наиболее молодыми (800-900 года).
Построены в северной части комплекса, на отдалении около 2 км от индуистских храмов. Согласно философии данного учения в их отделке не использовался пышный декор, но имеющиеся украшения проработаны очень детально.
Многие резные изображения посвящены основателю джайнизма Махавиру, встречаются повсеместно барельефы и горельефы с громадными лотосами и львами. По масштабу и убранству эти сооружения уступают близлежащим индуистским и буддистским храмам.