Вода дороже нефти. И это правда. Во всяком случае, для таких стран как Ливия, где пустыня занимает больше 90% территории. И ведь есть там вода! Могли бы люди жить нормально! Если бы не вмешательство тех, кто хочет контролировать все и всех в этом мире.
В 1953 году Ливия вытащила счастливый билет. Во всяком случае, так тогда казалось. Геологи, которые искали нефть, обнаружили гигантские подземные водные резервуары на глубине более 500 метров.
Фото Jaap Berk [Public domain], via Wikimedia Commons https://commons.wikimedia.org/wiki/File:MMR_13.jpg
Воды было столько, что можно было превратить пустыню в цветущий сад. В начале восьмидесятых возникла идея о создании сети труб, акведуков, колодцев для орошения полей и доставки воды из южной части страны на промышленный север.
Резервуары в Бенгази, вид со спутника Гугл. Диаметр почти километр.
В 1984 году строительство началось. Строили сами, без участия МВФ, которому данный проект стоял как кость поперек горла. Ну как же, это только они должны все решать и получать прибыль. Как могут какие-то там ливийцы что-то предпринимать без их высочайшего соизволения?
Резервуар в Адждабии.
За 25 лет удалось сделать многое — водохранилища наполнились, в столице Ливии Триполи и еще нескольких городах началось регулярное водоснабжение, вдоль Великой рукотворной реки стали выращивать зерно и овощи. Страна становилась все более экономически самостоятельной и менее зависимой от импорта продуктов питания. А потом все изменилось…
Резервуары в Эль-Вахате
В начале 2011, после свержения правящих режимов, в Египте и Тунисе началась гражданская война в Ливии. Может быть, все постепенно пришло в норму, если бы не “миротворческие” силы НАТО. Неугодного Каддафи быстро убрали, объекты, которые контролировали приверженцы правителя, подвергли бомбардировкам. И в первую очередь Великую рукотворную реку. Наверное, великие “миротворцы” решили погасить конфликт (который сами же и устроили), уничтожив доступ к воде. А почему бы и нет? Нет воды — нет людей, а нет людей — нет проблем.
Резервуары в Аль-Куфе
А что сейчас? С 2015 года постоянная нехватка питьевой воды, похищения специалистов, поддерживающих жизнь Великого водопровода, диверсии, разрушения. Руководству страны с трудом удается поддерживать постоянную подачу воды в города.
в муниципалитете Сабха.
Народ Ливии устал от вооруженных конфликтов. Страну, которая могла бы быть богатой и процветающей, раздирают на части. Желающие отхватить лакомый кусочек никак не могут договориться между собой. Когда же они наконец поделят то, что еще осталось, и начнут не разрушать, а созидать?