Гуляя по древней Вене во Внутреннем городе, вы обязательно выйдете на площадь Шток-им-Айзен-плац. Здесь на углу дворца Экитабль в нише расположена непонятная для приезжих гостей диковинка, запечатанная в стеклянную колбу.
С виду она напоминает обыкновенную старую палку до двух метров длиной, утыканную старинными гвоздями. Удивительно, но этот кусок древесины считается одним из известнейших символов австрийской столицы.
«Посох в железе» обладает старинной историей, на стене дома его прикрепили суеверные жители сотни лет назад еще в мрачные времена средневековья. Исследования подтвердили, что сделан он из сорокалетнего дерева, срубленного примерно в 1440 году. Ель росла на центральной площади и по традиции местные кузнецы вбивали в нее гвозди «наудачу». Первые из них были забиты еще в живую древесину, и многие имеют причудливую форму.
Существует предание, как однажды дьяволу захотелось посмеяться с алчных людей, используя в своих целях талантливого, но неприметного ученика слесаря.
По легенде бедному пареньку повстречался незнакомец, пообещавший сделать его самым непревзойденным кузнецом, но в уплату он потребовал душу. Наивный мальчишка дал согласие, ведь по условию сделки дьявол придет за расчетом только в случае, когда он умудрится пропустить мессу. Сатана заказал подмастерью смастерить замок со сложнейшим секретом, и затем запечатал обручем с его помощью ель на Шток-им-Айзен-плац. После долгих попыток взломать хитроумный механизм Совет города пообещал награду любому, кто смастерит ключа и освободит дерево.
Юноша знал секрет и быстро управился с задачей, после чего его моментально наградили званием мастера. В богатстве знаменитый кузнец проживал до тех пор, пока однажды за пирушкой с друзьями не попустил церковную службу. Незнакомец в черном одеянии моментально возник в дверях таверны и возвестил о скорой расплате. Вскоре мастер скончался и люди поняли, что к истории с хитрым замком приложил руку дьявол.
В память о трагедии молодые подмастерья стали забивать гвозди в знаменитую венскую ель, а когда она усохла, власти заключили двухметровый кусок ствола в металлический короб.