Это не огромная пушка, а «Левиафан» — самый большой телескоп конца XIX и начала XX века

Это не огромная пушка, а «Левиафан» - самый большой телескоп конца XIX и начала XX века

Центральная Ирландия, графство Оффали. В этой местности, на землях замка Бирр, находится “Левиафан”, самый большой телескоп конца XIX — начала XX века. Построил его Уильям Парсонс, третий граф Росс — ученый, астроном, пэр Ирландии, да и вообще — неординарная личность.

В наше время мы так привыкли к постоянным открытиям в науке и технике, что часто не обращаем на них внимания. А в те времена создание телескопа такой точности и такого размера считали чуть ли не чудом.

Из https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lossy-page1-6940px-Lord_Rosse%27s_Great_Reflecting_Telescope,_at_Parsonstown,_Ireland_RMG_F8661_(cropped).jpg

В XVIII веке строительством телескопов и астрономическими исследованиями занимался Уильям Гершель. Но, к сожалению, он не оставил после себя инструкций, как делать большие зеркала. Поэтому Парсонсу пришлось действовать методом проб и ошибок. Он делал сплав олова и меди, заливал его в огромную форму, охлаждал несколько месяцев, шлифовал и полировал.

Из https://commons.wikimedia.org/wiki/File:60%22_Mirror_for_William_Parsons,_Earl_of_Rosse_(9237613525).jpg

В общей сложности все работы по созданию телескопа продлились почти три года. Внешне прибор представлял из себя еловую 18-метровую трубу, которую с обеих сторон поддерживали длинные подпорные стены. Цепи и противовесы позволяли регулировать движение телескопа. Общий вес сооружения составлял 16 тонн, масса зеркала — 3 тонны, а его диаметр — 183 см. Несмотря на размеры, “Левиафаном” вполне мог управлять один человек.

Большой телескоп конца XIX и начала XX века «Левиафан»

Естественно, в одиночку справиться с таким объемом работ было бы невозможно. Парсонсу пришлось построить на территории замка мастерские и использовать крестьян в качестве подмастерьев. Но главным помощником была его супруга, которая виртуозно владела необычным для женщины кузнечным ремеслом и серьёзно занималась фотографией.

Большой телескоп конца XIX и начала XX века «Левиафан»

В 1847 году Уильям Парсонс закончил строительство и вплотную занялся изучением звездного неба. Все, что ему удавалось увидеть, он переносил на бумагу. Некоторые из его зарисовок сохранились до наших дней. Благодаря “Левиафану” граф обнаружил, что многие туманности являются отдельными галактиками, а некоторые из них имеют спиральную структуру.

После смерти Уильяма в 1867 году, его сын Лоуренс продолжил работать с телескопом. Он же и опубликовал в 1878 году результаты наблюдений отца.

Большой телескоп конца XIX и начала XX века «Левиафан»

В 1914 году, во время Первой мировой войны, металлические части телескопа пришлось сдать на нужды армии. Одно из двух зеркал сохранилось, и находится сейчас в лондонском музее Науки. В парке замка Бирр сейчас стоит нерабочая копия “Левиафана”.