Среди самых известнейших снимков новостных агентств марта 1978 года уверенно можно назвать фотографию торчащего носа расколовшегося супертанкера Amoco Cadiz, напоминающего отдаленно голову гигантской хищной мурены, и аэроснимки ужасающего нефтяного пятна вблизи французского побережья. История гибели 340-метрового корабля – ярчайший пример, как нерасторопность команды грузового судна и алчность спасателей может привести к сумасшедшей экологичной катастрофе.
Amoco Cadiz, фото с http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=2909292
Начало путешествия для Amoco Cadiz было вполне успешное. Загрузившись в портах Ирана и Саудовской Аравии 1604500 баррелями высококачественной нефти, корабль направился в Роттердам. Неприятности начались в проливе Ла-Манш, когда очень некстати во время шторма обнаружились неисправности с рулевым управлением. Поняв, что самостоятельно отремонтировать гидравлику не удастся, капитан Amoco Cadiz запросил помощи у находившегося рядышком в порту Бреста спасательного судна «Пасифик».
Командир буксира воспринял весть о гибнущем танкере, как невероятную удачу. Для многих спасателей буксировка тонущего судна – отличный заработок. Неудивительно, что первые три важнейших часа по прибытию на место в условиях усиливающегося шторма он занимался не спасательными работами, а торгами с владельцами Amoco Cadiz. Наконец, согласившись на 2 миллиона баксов, «Пасифик» забросил буксировочный трос, и поволок танкер к ближайшему порту.
Фото с https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Amoco_Cadiz_2.jpg
Увы, пока капитаны упускали драгоценное время на торги, ураган уже достиг 10 баллов. В ужасающих условиях трос не выдерживает и лопается дважды, после чего неуправляемый Amoco Cadiz налетает на камни. Лишь чудом вертолетчикам удается спасти экипаж. Тем временем корпус танкера раскалывается на части, и опасная жидкость начинает выливаться наружу, отравляя побережье Бретани на расстоянии более 400 км.
Последствия загрязнения
В ходе очистных работ удалось собрать 100 тонн загрязненной воды, потратив более 460 миллионов франков, но тяжелых последствий для экологии избежать не удается. Французское побережье после прилива оказалось завалено мертвой рыбой, моллюсками, водорослями. В результате загрязнения погибло более 4500 морских птиц. Даже после возобновления рыбного промысла биологи в жабрах большинства водных обитателей находили следы нефтепродуктов. Были закрыты устричные фермы, икра омаров становилась недоразвитой, а сами ракообразные несъедобными.