Рассматривая находки, обнаруженные при раскопках захоронения Мастаба Сабу (около 3100-3000 до н. э.), египтолог Уолтер Брайен обратил внимание на фрагменты непонятного артефакта. Соединив при помощи клея элементы вместе, специалист получил загадочную тарелку с тремя изогнутыми внутрь лепестками и втулкой по центру.
Диаметр устройства – 23,5 дюймов, высота – немного больше 4 дюймов. Вырезан диск древнеегипетскими мастерами из камня метасилта. Интерес вызывает не только технология его изготовления, в тупик исследователей ставит возможная сфера применения непонятного предмета.
Кадр из видео https://www.youtube.com/watch?v=ifFaYteOfAI
Геометрические пропорции данного изделия выдержаны вполне сносно, как для того времени, его фигурные лепестки имеют почти равные размеры и расходятся от втулки под 120°. Зачем сыну и наследнику фараона Анедджиба в загробной жизни понадобился бы этот предмет пока неясно.
Колесо появляется в этих краях только через полтора тысячелетия. Использовать артефакт в качества навершия для центральной опоры шатра было бы неудобно, да и материал этот слишком хрупкий. По другим версиям диск Сабу являлся деталью древнего светильника или трехлопастной ритуальной лампой.
Самая невероятная гипотеза гласит, что это изделие служило пропеллером в еще неизвестном науке древнеегипетском механизме. Противники фантастических версий моментально приводят веский довод – каменные аппараты не летают. В ответ альтернативщики рассказывают об аборигенах Новой Гвинеи и других островов. Далекие от цивилизации люди подобно малым детям нередко создавали из кожи, дерева и соломы имитацию механизмов белого человека. Почему бы не предположить, что и египтяне 5000 лет назад копировали из камня достижения более развитых цивилизаций.
В любом случае, имея дело с такими необыкновенными геометрическими формами, для изготовления диска Сабу требовались серьезные знания. Даже из металла с помощью фрезерного ЧПУ станка изготавливать подобные объекты совсем непросто, а ведь древнеегипетским мастерам приходилось вручную иметь дело с камнем. Главный вопрос – имеем мы дело с единичным образцом, изготовленным с чисто декоративной целью, или же изделие действительно является осколком утраченной высокой технологии.