Местные, наверное, привыкли ежедневно играть в прятки со смертью. Люди ко всему привыкают. А для тех, кто попал туда впервые, это опасно и страшно. Потому что такая дорога не дает второго шанса. Речь идет о перевале Зоджи-Ла в Индии — трассе из Кашмира в Ладакх.
Дальнобойщики, байкеры, велосипедисты, маршрутки, бульдозеры — в общем, кого и чего там только нет. Многие бывают там чуть ли не каждый день, с мая по ноябрь. А что делать? Работа такая…
Как только в конце апреля — начале мая открывают сезон, на перевале начинается столпотворение. Вереницей транспорт движется в одном направлении, а через несколько часов — в другом.
Кадр из видео https://www.youtube.com/watch?v=DjR0ZONi4U8
Сразу в обоих не получается, разъехаться может разве что мотоцикл с легковым автомобилем, да и то не везде. Ни о каких правилах дорожного движения речь вообще не идет. Какие там правила, если все маневры приходится совершать в сантиметрах от пропасти, на высоте трех с половиной километров над уровнем моря.
Военные пытаются контролировать движение, чистить дорогу от снега и камней. Но пробки на Зоджи-Ла — обычное явление. Особенно в начале и конце сезона, когда в любой момент может пойти снег или дождь, сойти лавина, случиться камнепад. Совсем рядом граница с Пакистаном, с которым у Индии отношения, мягко скажем, напряженные. Поэтому за порядком на Зоджи-Ла следят вооруженные силы страны.
Застрять можно еще не доезжая до перевала, на сутки-двое. Придется ждать, из многокилометровой пробки выбраться вряд ли удасться. А в горах зимой холодно так, что замерзает дизельное топливо. И гималайские медведи иногда выходят на прогулку. Хотя, конечно, романтика. Ночь, яркие звезды, снежные вершины вокруг, луна.
Бывалые всегда возят с собой охапку дров или старую резину. Не для себя — для замерзших машин. По утрам весной и осенью на перевале повсюду горят костры. Ну, а если не получилось завести автомобиль — в беде не оставят, помогут. Там так принято. По-другому в горах нельзя.