О создателях древнейших Барабарских пещер известно немного. Вырублены они в эпоху, когда буддизм еще только начинал покорять сердца индусов, и знаменитый царь Ашока Великий толерантно относился ко всем религиозным течениям в огромной державе. Рукотворные гроты возникли приблизительно в III веке до н. э., первыми их обустраивали почитатели секты Адживики. Это исчезнувшее уже философско-аскетическое течение одно время претендовало на главную роль в Индии, но было вытеснено буддизмом.
Император Ашока, отец которого был поклонником адживики, вначале благосклонно относился к аскетам. Правитель официально подарил Барабарские пещеры секте, о чем свидетельствуют наскальные надписи в гротах. Монастырь Барабар – целый комплекс рукотворных гротов, вырубленных в эпоху империи Маурьев.
Искать его следует в штате Бихар примерно в 20-и с лишним километрах от города Гая. Географически монастырь можно разделить на две близко расположенные пещерные группы. Первая состоит из 3-х пустот, выдолбленных на скалистом холме Нагарджуни. В более крупной группе имеется 4 грота, расположенных на возвышении Барабар.
Сверху гранитный монастырь Барабар удивительно напоминает круглую 200-метровую каменную подлодку, каким-то чудом перенесенную на суходол.
Данные пещеры состоят из одной или двух комнат. Славятся они не только древнейшим происхождением, но и великолепной точностью геометрии внутренних комнат.
Монахи потратили гигантские усилия, тщательно полируя гранитные своды.
К примеру, пещера Каран Чаупар имеет идеально выполненный прямоугольный вход и сводчатый потолок. Внутренние размеры помещения — 10,4х4,3 м. Высота прямых стен – 1,42 м, а высота отполированного свода – 1,84 м.
Барабарские пещеры специально выполнены для медитации и обладают уникальной акустикой. Стоит произнести здесь несколько слов, как темное помещение наполняется странными объемными звуками, обволакивающими слушателя, и вызывающими крайне странные непередаваемые ощущения.
Некоторые напоминают разговор, другие отдаленный рев скота, смех, городской шум или чьи-то восклицания. Затухают акустические колебания в монолитной «музыкальной шкатулке» через 5-6 секунд. В зависимости от геометрии звуковые спецэффекты в других пещерах несколько отличаются.