Туристы обожают наскальные изображения древних людей, но самое богатое для России собрание петроглифов, обнаруженное в Муромском заповеднике, чрезвычайно популярным местом не назовешь.
Причина в несколько неудобном и отдаленном расположении мыса Бесов Нос.
Туристические теплоходы, курсирующие по Онежскому озеру, сюда не желают причаливать, а со стороны реки Черная можно добраться исключительно на моторной лодке. Сухопутный маршрут настолько суров, что преодолеть жуткое бездорожье люд рискуют только на мощном джипе.
Название Бесов Нос уникальный мыс получил из-за главного рисунка в виде человекообразной фигуры с квадратной головой, которую аккуратно пополам рассекает глубокая трещина. Антропоморфное существо имеет тоненькую шею и согнутые в локтях конечности. У древнего художника хватило мастерства изобразить рот, нос и глазки.
Ноги человечка изогнуты в коленках, создавая иллюзию танца. Глаза у него по какой-то причине вырезаны неодинаково. Одно представляет темное пятнышко, а на другом имеется зрачок, отмеченный кружком посредине.
Местные монахи невзлюбили это место, заклеймив правую руку Беса крестом с монограммами. Теория о существовании здесь языческого капища вполне реалистична. Полость рта у древней фигурки выполнена в виде небольшого углубления, куда при желании можно было складывать приношения.
Вокруг центральной композиции разбросаны другие изображения, самыми крупными являются осетр и выдра.
Много примитивных рисунков и геометрических символов. К сожалению, современные вандалы к петроглифам приложили свою руку, изуродовав ритуальные камни своими инициалами и безобразными надписями.
Часть петроглифов уже безвозвратно сгинула. Местные рассказывают, что неразумные советские музееведы в 1934 взорвали скалу, желая часть плиты с артефактами перенести в Эрмитаж. Варварское обращение с артефактами принесло горькие плоды. В результате уничтожен добрый десяток бесценных изображений, среди которых крайне редкая для петроглифов сцена деторождения. Рассматривать оставшиеся рисунки лучше в сухую погоду ближе к закату или незадолго после восхода. В это время солнце освещает лучами очертания фигур вдоль, и возникающие тени разрешают четче разглядеть удивительную живопись наших предков.