Во многих судоходных каналах движение затруднено из-за серьезного перепада высот. По данной причине приходиться сооружать сложную систему, состоящую порой из целого каскада шлюзов, в которых громоздким баржам крайне сложно разминуться. Идея возведения громадных лифтов для подъема кораблей с грузом возникала давно, но проблему долго не удавалось решать по причине отсутствия механизмов требуемой мощности.

Стрепи-Тьё в Бельгии — самый высокий вертикальный судоподъёмник.
Первые по-настоящему крупные судоподъемники сооружены в XX веке. В зависимости от конструкции судовые лифты работают с использованием силы тяжести (принцип фуникулера с водяным балластом), на гидравлическом или электрическом приводе.

Бельгия издавна обладает сложнейшей сетью каналов. Неудивительно, что именно здесь построено самое высочайшее сооружение данного типа — судоподъёмник Стрепи-Тьё, способный перемещать корабли водоизмещением 1350 тонн.

Баржа заходит в бассейн судоподъёмника Стрепи-Тьё.
Новый мощнейший механизм заменил старый каскад из 2-х шлюзов и 4-х судоподъемников высотой в 16 м, возведенных вначале века. Строили громадный лифт два десятилетия, вес железобетонных конструкций составил до 200 тысяч тонн. Затраты составили 160 миллионов евро, но в результате судопоток по Центральному каналу удалось увеличить в десять раз.

Лифт-бассейн поднимается вверх.
Кстати, данный объект превратился в туристическую достопримечательность. За удовольствие прокатиться в знаменитом судоподъемнике люди соглашаются уплатить пять с половиной евро.

Один из уравновешивающих грузов опускается вниз.
В бельгийском судовом лифте используется пара взаимно уравновешенных и заполненных водой бассейнов с габаритами 112х16 м, перемещающихся по вертикали. Глубина рабочей камеры около 4 м. Удерживаются громадные ванны на 120-и крепчайших несущих тросах диаметром 85 мм.

Выход из Стрепи-Тьё на верхнем канале.

Несмотря на солидный перепад высот в 73 м, на поднятие баржи в Стрепи-Тьё уходит не более 7-8 минут. Высота сооружения – 117 м, габариты судоподъемника – 130х81 м.
В России имеется только один громадный лифт для кораблей, возведенный еще в 80-х на Енисее – судоподъемник Красноярской ГЭС грузоподъемностью 1500 тонн.

Кадр из видео https://www.youtube.com/watch?v=pjUPL2_Jzjg
Габариты его рабочей камеры – 90х18 м, глубина – 2,2 м. Здешняя платформа движется со скоростью 1,2 км/час по рельсовому пути с шириной транспортной колеи 9 м.

Для движения задействуется электротяга 850 тонн. Перепад высоты между барьерами — 104 м.
